Правовые источники в период петра 1


правовые источники в период петра 1

Указ о престолонаследии[править | править код]

До Петра I порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Пётр I ввел указ в 1722 году о престолонаследии, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причём император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Пётр не успел воспользоваться законом[17][18].

Сословная политика[править | править код]

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер.


Инфоinfo
Так, например, закон о государственной службе называется «Табель о рангах», закон о крестьянских податях и повинностях 26 июня 1724 года назван «плакатом», военно-уголовный кодекс – Воинским артикулом и.т.п. Немка Екатерина II, про которую говорили, что она хотела быть более русской, чем сами русские, проводила прямо противоположную политику: во всем законодательстве она последовательно восстанавливала русскую терминологию. Иногда она даже переводила иностранные термины на русский язык.

Так, например, «бухгалтер» именуется «книгодержателем» и т.п.

Наряду с провозглашением крупных реформ и больших преобразований законодательство XYIII века отличается мелочной регламентацией многих сторон жизни: хозяйственной деятельности, быта, развлечений и т.п. Подоплекой этого был постулат, согласно которому подданные передали свой суверенитет верховной власти.

Правовые источники в период петра 1

Он полагал, что в это время только «менее важные уголовные и гражданские дела рассматривались в порядке обвинительного процесса, т. е. так называемого суда»[9]. Думается, однако, что розыск нельзя еще до Петра I считать господствующей формой процесса, но нельзя считать и исключением.

Тенденция к замене суда розыском определяется обострением классовой борьбы, неизбежно вытекающим из общего развития феодализма. Переход к высшей и последней стадии феодализма — абсолютизму, обусловленный в России в первую очередь громадным размахом крестьянских восстаний, сопровождается стремлением господствующего класса к наиболее беспощадным, террористическим формам подавления сопротивления трудящихся масс.
В этом деле не последнюю роль играет и судебная репрессия.

Суд призван стать быстрым и решительным орудием в руках государства для пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок.

Правовые источники в период петра 1 кратко

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Реформа образования[править | править код]

Пётр ясно сознавал необходимость просвещения и обсуждал этот вопрос, в том числе в 1698-1699 годах с патриархом Адрианом (это, в том числе, было связано с тем, что церковные школы были серьёзной частью образования того времени)[30]. Царь предпринял ряд решительных мер для реформирования этого направления.

14 (25) января 1701 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах.
В 1705 была открыта первая в России гимназия.

Правовые источники в период петра 1 таблица

Важноimportant
В первую очередь систематизации подверглись нормативные акты, связанные с военным делом.

Важнейшими памятниками эпохи Петра I в сфере военно-уголовного права являются: Воинский артикул (первый военно-уголовный кодекс), изданный в 1715 г., и Морской устав 1720 г. К ним примыкает «Краткое изображение процессов или судебных тяжб», регулирующее вопросы процессуального права и судоустройства. В них четко отражена линия государства на укрепление дисциплины, в том числе за счет усиления уголовной репрессии.


Кроме норм уголовного права, в этих актах содержались нормы административного и государственного права. Воинский артикул не случайно был включен в одну книгу с Воинским уставом 1716 г. — нормативным актом, регулировавшим порядок формирования и организации службы армии. Армию Петр I считал образцом для всего государственного аппарата и полагал, что для ее укрепления хороши любые средства, в том числе и самые суровые.

Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер.

Вниманиеattention
За этот период были подготовлены проекты частей Уложения о суде, о процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах, о наказаниях и рассмотрении гражданский дел.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частой жизни. Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.

Наиболее распространённые формы в первой четверти XVIII в.:

Регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регламентов.

Они являлись актами, определявшими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупных политических событиях и акциях, начале войны или подписании мира.

Именные указы.

Также издавались и подписывались монархом.

В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингерманландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов.

Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией.

По Воинскому уставу[какому?] 1716 года была также нормирована подача продовольствия, открывались продуктовые магазины по всей стране.[источник не указан 913 дней]

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школы, рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военнослужащих.

В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. иррегулярных войск.

Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей в Санкт-Петербурге.

С первых лет в политике Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия[1], и в её помещении позже собирались Консилии (Совет) министров, в которые входило до 15 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля (5 марта) 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе (точнее о «съездах бояр») относятся к 1708 году: в это время участники заседаний «конзилиумов» могли называться и «боярами», и «министрами»[2].

Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию;

Краткое изображение процессов или судебных тяжб1715г.— процессуальный кодекс;

Генеральный регламент1720 г. — сборник административного законодательства;

Пункты о вотчинных делах1725 г. — обобщение судебной практики и толкования законов о наследовании.

В XVII—XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г.

Запрещалось вступать в брак близким родственникам. Законодательство требовало согласия брачующихся на вступление в брак, а также обязательного согласия их родителей. Для вступления в брак военнослужащим требовалось разрешение начальства, для дворян — также знание арифметики и геометрии.

Устанавливался следующий порядок заключения брака.Отменялись рядные и сговорные записи. За шесть недель до венчания совершалось обручение. Обручение могло быть расторгнуто при условии, если жених (невеста) впервые увидел невесту (жениха) после обручения и она (он) оказалась «безобразна, скорбна и нездорова».

Поводами для расторжения бракаявлялись следующие: политическая смерть (т.

е.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Реформы Петра I // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ Захаров А. В. Консилия министров // Большая российская энциклопедия.

    Т. 15. М., 2010. С. 78.

  3. ↑ Павленко Н. И. Пётр Первый. М.: Молодая гвардия, 1975
  4. ↑ Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории Внутренняя деятельность Петра с 1700 года
  5. ↑ «История России с древнейших времен до начала XXI века» под редакцией академика РАН Л. В. Милова
  6. 1 2 Д. О. Серов. Фискальская служба России: зигзаги исторического пути.

    Вестник Новосибирского университета. Сер. Право. 2005. T. 1. Вып. 1.

  7. 1 2 Ерошкин Н. П.

Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I.

Всю реформаторскую деятельность Петра I условно можно разделить на два периода (этапа): 1696—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ, на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывал, что петровские реформы являлись лишь естественным продолжением изменений, протекавших в ходе XVII века.

Отсюда оправдание принуждения и грубого насилия.

До второй половины XYII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Они были как бы своеобразными сводами законов – маленькими и большими. Так строились и Русская Правда, и Псковская Судная Грамота, и Соборное Уложение.

В период становления абсолютизма рост массы законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства.

В соответствии с этим ведется и систематизация права. Петр первоначально хотел издать новое Уложение, которое должно было заменить собой Соборное Уложение 1649 г., но затем пошел по пути создания отраслевых кодексов. При любви и внимании Петра ко всему военному, в первую очередь подверглись кодификации военные отрасли права.

Так возник Воинский артикул – первый в русском праве военно-уголовный кодекс; было издано Краткое изображение процессов, посвященное целиком процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции.

Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании, и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений.

Воинский и Морской уставы – тоже кодифицированные законы, регламентирующие соответствующие сферы жизни. По существу значение кодекса наследственного права имеет и Указ о единонаследии 1714 года.

Таким образом, система феодального права, развивавшаяся вместе с развитием феодального государства, при абсолютизме начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов,к тому же кодифицированных, то есть система права превращается в систему законодательства.

Вместе с тем источниками права в XYIII веке продолжало оставаться Соборное Уложение 1649 года, а также многочисленные регламенты, манифесты, учреждения, указы, уставы и резолюции монархов. Всеобщей систематизации законодательства в XYIII веке проведено не было.

Единственным источником права в XYIII веке окончательно признается закон.

В соответствии с этим устанавливается понятие о законе и способах его возникновения и силе действия.

Во второй половине XVII в. в среднем в год издавалось по 36 правовых актов, а в первой половине XVIII в. ежегодно в среднем издавалось уже по 160. Петр I требовал неукоснительного соблюдения законов, особенно должностными лицами. В этих целях в 1722 г. был издан Указ «О хранении прав гражданских», текст которого император приказал держать на столе заседаний Сената и судебных учреждений, а при его нарушении на виновных налагался штраф в размере 100 руб.

Однако фактическое исполнение законов отнюдь не соответствовало потребностям государства. Так, сыск беглых крестьян не был достаточно эффективным и процесс побегов не был остановлен.

Законодательство периода становления абсолютизма охватывало все стороны государственной и общественной жизни и регулировало общественные отношения в основном в интересах дворянского сословия. Но на дворянство накладывались и определенные обязанности во имя «государственной пользы».

Законодательство пыталось обосновать особую ценность этого сословия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *